Районные газеты будут развиваться
Районная газета сегодня — самое близкое к жителям средство информации. Ее специфика: местные новости, события в районе, судьбы проживающих здесь людей. Как поддерживаются государством социально значимые издания? Каковы перспективы районной печати? Эти вопросы мы задали первому заместителю министра информации и печати области Светлане Бакал.
Существует ли государственная поддержка районных СМИ?
— На территории Саратовской области с 2005 года действует областная программа такой поддержки. В рамках программы «Информационное общество», несмотря на напряженную ситуацию с доходами области, для СМИ из областного бюджета ежегодно выделяются субсидии. Эти средства направляются на информационные материалы социально значимой тематики. Деньги выделяются на конкурсной основе. Муниципальные газеты в зависимости от оценки комиссии могут получить в год до 300 тысяч рублей. В текущем году такой конкурс уже объявлен, прием заявок завершен, и в ближайшие две недели будет оглашено решение комиссии. Причем, учитывая сложное финансовое положение муниципальных газет, в Правительстве области принято решение все имеющиеся на данный момент средства по программе — а это более 7 млн. рублей — направить исключительно в районные издания. Для сравнения в прошлом году сумма была значительно меньше 4 млн. рублей. Эти средства станут хорошим подспорьем для муниципальных изданий. Кроме того, районные СМИ участвуют и в федеральных конкурсах. В прошлом году объем привлеченных из федерального бюджета средств на районки составил в целом по области 2,5 млн. рублей.
Какие еще мероприятия предусматривает областная программа?
— В программе целый ряд мероприятий, которые призваны расширить возможности получения информации для жителей региона. Это и проведение социальных рекламных кампаний, и творческие конкурсы в сфере журналистики и книгоиздания, и конечно, меры поддержки официальных публикаторов — «Саратовской областной газеты «Регион 64», сетевых ресурсов «Регион 64» и «Новости саратовской губернии». Кстати, такая поддержка дает возможность развиваться официальным изданиям, реализовывать новые проекты. С прошлого года, например, «Саратовская областная газета» начала выходить еще и по субботам с номером выходного дня. Распространяется этот выпуск бесплатно на сельскохозяйственных рынках и ярмарках. Так что сельчане, которые реализуют выращенную продукцию в Саратове, могут знакомиться с этим продуктом. Знаю, что читателям этот цветной номер, ориентированный на широкого потребителя, нравится. Не исключаю, что в дальнейшем при увеличении тиража его смогут получать жители районов и на местах. Кроме того, в планах официального областного издания выпуск бесплатной вкладки в районные газеты для всех их подписчиков. Если финансовая ситуация сложится благоприятно, то сельчане смогут увидеть эту газету в приложении к районной уже во втором полугодии 2015 года. В рамках программы поддерживаются также издательские проекты по выпуску социально значимой литературы. Благодаря со-финансированию из областного бюджета в прошлом году в свет вышли 30-й том Книги Памяти, двухтомник из библиотечной серии «Лауреаты Алексеевской премии», краеведческое издание «Правители земли Саратовской» Владимира Семенова, публицистическое издание «Война коснулась и нашей семьи» Лилии Липатовой, посвященное 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста с иллюстрациями «Солнечный зайчик» Галины Маштаковой. Библиотечные фонды были пополнены новыми номерами литературно-художественного журнала «Волга — XXI век».
Каковы сроки реализации программы «Информационное общество» и будет ли она существовать в дальнейшем?
— Программный принцип бюджетных расходов будет только расширять свое действие в ближайшие годы, такая задача поставлена на федеральном, и на областном уровне. Поэтому и для нашей программы есть реальные перспективы ее дальнейшего существования. Действующая программа рассчитана до 2017 года, но уверена, что потом она будет продолжена. Тем более, что результаты ее довольно убедительны. В 2014 году в рамках программы было реализовано почти 250 проектов социальной направленности, участниками стали семьдесят СМИ. Всего в телерадиоэфире вышло почти 2 тыс. сюжетов и передач, свыше 840 материалов опубликовано в Интернет-СМИ, более трех тысяч публикаций в печатных изданиях. Бюджетную поддержку получили такие известные и яркие проекты, как телепрограммы «Живи», «Хочу семью» телеканала ТВЦ-Саратов, познавательная телепрограмма для подростков брейн-марафон «Ума Палата» ГТРК «Саратов», телевизионная программа «Выбирай Саратовское! Выбирай настоящее!» телеканала «Россия-24», направленная на популяризацию продукции местных товаропроизводителей, интернет-проект о жизни районных центров информационного агентства «СаратовБизнесКон-салтинг».
Благодаря программе СМИ смогли реализовывать смелые творческие идеи, которые без такой поддержки могли не состояться.
По материалам газеты «Призыв» (Газета Лысогорского муниципального района Саратовской области)