8.2. Церковь в селе Старая Бахметьевка
По имеющимся сведениям Иоанно-Предтеченская церковь в селе Бахметьевка построена в 1797 году на средства помещика Николая Ивановича Бахметьева. Церковь каменная с такой же колокольней. (По другим сведениям «в новопоселенной деревне Бахметьевке в 1765 году открылась деревянная церковь с приходом в с. Лысые Горы при 40 дворах»).
Престолов в церкви два: Главный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи, а придел во имя святителя и чудотворца Николая.
Земли при церкви пахотной и сенокосной 62 десятины 1400 сажень. Землей пользуется притч. Дом у священника деревянный церковно-общественный, а у псаломщика свой собственный. Священник получает казенного жалованья 118 руб., псаломщик 35 руб. 24 коп. в год.
Из церковных метрических книг, сохранившихся в архиве, известно:
Духовенство Иоанно-Предтеченской церкви
… 1859 – 1870 — священник- Протоклитов Павел Алексеевич
1871 – 1872 - « - Троицкий Иоанн
1872 – 1873 - « - Бедняков Павел
Дек. 1873 - 1881 - « — Поляков Андрей
Авг. 1881 - 1886 - « — Аляев Николай
1886 - 1888 - « — Василевский Николай
1889 - 1890 - « — Зверев Алексей
1901 – 1912 -- « — Симонов Стефан
1891 – 1900 - « — Палимпсестов Александр Петрович, 36 лет, о.к. духовной семинарии, законоучитель, духовный стаж с 1899 г.
сент.1912 – 1915 – священник – Благонравов Павел
нояб.1915 – 1917 – священник – Соловьев Александр
…1859 – 1864 - дьякон - Покровский Петр
… 1859 – 1860 - « — Аткарский Иоанн
… 1859 – 1864 - пономарь — Дарволев
1861 – 1863 — запрещенный дьякон- Нечаев Иоаний
… 1863 - … — псаломщик — Пальмов Федор
1871 – 1900 — псаломщик — Владыкин Иван Семенович (умер 9.08.1900)
1871 - 1873 — пономарь — Экспериандов Иван
1900 - … — псаломщик — Ястребов Дмитрий
1912 - 1917…- псаломщик — Любимов Михаил, имеет звание – учитель
Ближайшая церковь – Димитриевская в селе Лысые Горы в 3 верстах. Приписные деревни: Графщина – 200 саженей, д. Тихменевка — 5 верст.
В приходе сей церкви на 1895 год:
Село Старая Бахметьевка духовных 8 жит.
военных 231 жит.
вр. прожив. 134 жит.
крестьян 390 жит.
Всего в 143 дворах 763 жит.
деревня Графщина крестьян 362 жит.
деревня Тихменевка крестьян 96 жит.
На 1895 год всего по приходу в 224 дворах 1221 жит.
Движение населения по приходу Иоанно-Предтеченской церкви:
Браков родил. Умерло в т.ч. детей
1859 - 8 47 38
1860 — 12 46 47 33
1861 - 14 49 40 25
1862 - 16 58 41
1863 - 11 48 44
1864 - 9 57 54
-
1871 - 118
1872 - 3 19
1873 - 13 28 24 13
1874 - 9 50 69 52
1875 - 10 53 0 13
1876 - 5 34 17 6
1877 - 7 45 50 31
1878 - 12 46 46 26
1879 - 10 61 33 11
1880 - 9 46 34 20
1881 - 14 37
1882 - 15 44 43 24
1883 - 11 69 67 50
1884 - 7 34
1885 - 10 58 34 28
1886 - 11 42
1887 - 35
1888 - 5 26
1889 - 9 43 24 18
Приписные деревни на 1912 год: д. Графщина – 200 саж., д. Красавка в 7 верстах, д. Н.Николаевка – в 7 верстах, д.Тихменевка –в 5 верстах. В приходе имеется 2-х классная церковно-приходская школа в Бахметьевке. На 1912 год жителей в приходе 1810 человек в 309 дворах.
Историческая справка
РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
На Руси праздник рождения Иоанна Предтечи совпадает с одним из старинных славянских праздников – праздником Ивана Купалы и отмечается 7 июля. Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа, назван крестителем по обряду крещения, который он совершал в р. Иордан.
О событии Рождества святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Христова, повествуется в Евангелии от Луки. В Евангелиях рассказ о рождении Иоанна начинается с рассказа о его родителях – престарелом священнике Захарии и его жене Елисавете.
Во время правления в Иудее царя Ирода там жил священник, которого звали Захарией, его жену звали Елисавета. Оба они были праведны перед богом, живя непорочно и строго соблюдая все заповеди и установления господа.
Но у них не было детей, потому что Елисавета была бесплодна. Оба они были в преклонном возрасте. Однажды, когда Захария нес службу в храме, к нему явился ангел господа Гавриил. Ангел сказал ему: «Твоя Елисавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном. Многие будут радоваться его рождению, потому что он станет великим человеком перед господом. Он никогда не будет пить вина и других хмельных напитков. От самого рождения он будет исполнен Святым Духом»
Вскоре его жена забеременела. Когда подошло время, Елисавета родила сына. Назвали его Иоанном. Через шесть месяцев родился Иисус Христос. После рождества Христова царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях – от двух лет и младше. Не забыл он и о младенце Иоанне, о котором уже слышал много чудесных рассказов. В Хеврон были посланы убийцы. Праведная Елисавета с сыном ушла в горы, где со слезами молилась Богу о защите. Когда с вершины горы она увидела приближающихся преследователей, то обратилась к каменной глыбе с криком: «Гора божия! Прими матерь с чадом!» Гора вдруг расступилась, образуя пещеру, в которой скрылись мать с сыном.
Святой Захарий был убит. По прошествию сорока дней со времени убиения святого Захария, преставилась и святая Елисавета. Мальчик, оставшийся в пустыне, был взят на попечение Ангелом Божьим.
Ребенок рос и укреплялся в духе. Он жил в пустыне до того времени, когда открыто явился Израилю. Святой Иоанн вышел к людям, лишь, когда настало время проповеди покаяния и приготовления их к пришествию Спасителя.
Произошло это в пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее. Бог обратился с особой вестью к сыну Захарии Иоанну, который жил в пустыне.
После этого Иоанн пошел по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение и покаяние для прощения грехов.
Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед. К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана. Людей, исповедовавших свои грехи, он крестил в реке Иордан.
Народ был в напряженном ожидании, и всех интересовало, не Мессия ли Иоанн.
На это Иоанн отвечал им всем:
– Я крещу вас водой, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем. Лопата, которой он провеивает зерно от мякины, уже у него в руках; зерно он соберет в хранилище, а мякину сожжет в неугасимом огне.
Вся жизнь Иоанна Крестителя тесно связана с земной жизнью Иисуса Христа.
В свое время Ирод приказал схватить Иоанна и бросит его в тюрьму из-за Иродиады, жены его брата Филиппа. Ирод женился на ней, а Иоанн говорил ему:
– Нельзя тебе жить с женой своего брата.
Иродиада затаила злобу на Иоанна и искала случая погубить его. Однако она не могла ничего сделать, потому что Ирод боялся Иоанна, зная, что это справедливый и святой человек, и берег его. Слушая Иоанна, Ирод приходил в смущение, но, тем не менее, ему нравилось его слушать.
Наконец Иродиаде представился подходящий случай. Ирод в день своего дня рождения устроил пир для своих приближенных, военачальников и самых уважаемых людей Галилеи. На этом пиру дочь Иродиады так танцевала, что привела в восторг и самого Ирода, и его гостей.
Царь сказал девушке:
– Проси у меня чего хочешь, и я тебе дам!
И торжественно поклялся ей:
– Что ни попросишь, все дам тебе, хоть половину моего царства.
Девушка пошла к матери за советом:
– Чего мне просить?
А та сказала:
– Проси голову Иоанна Крестителя.
Девушка сразу же поспешила к царю и попросила:
– Хочу, чтобы ты сейчас же подал мне на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать, так как поклялся перед гостями. Он немедленно послал палача и приказал ему принести голову Иоанна. Тот пошел в тюрьму, обезглавил Иоанна и принес его голову на блюде девушке, а та отдала ее своей матери.
Когда об этом услышали ученики Иоанна, они пришли, забрали тело и похоронили его в гробнице, а затем пошли и рассказали обо всем Иисусу. День смерти Иоанна отмечается 29 августа (11 сентября)
Согласно легенде, христианка Иоанна похитила голову пророка и тайно похоронила ее на горе Елеонской в Иерусалиме. Ее находили с помощью сновидений и вновь закапывали как святыню.
После двукратного обретения головы в городе Эдессе в 452 г. в честь этих событий был установлен праздник – 24 февраля.
Спустя некоторое время голова из Эдессы была перенесена в Константинополь. В честь этого события установлен еще один праздник – 25 мая.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ
Николай Чудотворец, или Никола – Угодник, как его часто называют, один из самых почитаемых святых на Руси. К его заступничеству перед господом взывают христиане в различных бедах и печалях. Праздники святого Николая Чудотворца являются наиболее популярными престольными праздниками Православной церкви и отмечаются 9 (22) мая и 6 (19) декабря.
В конце третьего века в городе Патары, расположенном в Ликийской области Малой Азии, жили благочестивые супруги Нонна и Феофан. Муж и жена жили безбедно и ни в чем не испытывали нужды. Одно только огорчало: долгое время у них не было детей. Однако Нона и Феофан не отчаивались. Дни и ночи напролет они возносили молитвы к Всевышнему с просьбой послать им наследника. Господь услышал молитвы супругов и воздал им за все заслуги – искреннюю веру, любовь и сострадание к ближнему, смирение и беззлобие. Достигнув преклонного возраста, Нонна все же узнала радость материнства, у нее родился сын.
Мальчика при крещении нарекли Николаем. С самого раннего детства он поражал окружающих своей глубокой религиозностью. Николай наизусть знал отрывки из священных книг, много времени проводил в уединении и усердных молитвах. Епископ города Патары, который к тому же приходился мальчику родным дядей, много времени уделял обучению племянника и готовил его к церковной службе. Николай учился с большим усердием и достиг небывалых успехов, благодаря чему был рукоположен в сан священника уже в юном возрасте.
Родители праведника ушли из жизни, когда Николай был юношей. Будучи представителями знатного рода, они оставили сыну приличное состояние. Однако Николай не нуждался в мирских благах. Он решил использовать полученные средства для помощи нищим и обездоленным. И не желая афишировать свои благодеяния и оградить себя от людской благодарности, Николай делал это втайне от окружающих.
Когда купец, живший со своими дочерьми в одном городе с Николаем, разорился, святой спас его от позора. Несчастный отец единственное спасение видел в том, чтобы подтолкнуть к греховному пути красавиц-дочерей. Узнав о возникшей ситуации, Николай под покровом ночи прокрался к дому купца и подбросил кошелек с золотом в открытое окно. Утром обитатели дома нашли деньги, и обрадованный отец смог приобрести необходимое приданое для старшей дочери, которую вскоре выдал замуж за уважаемого человека.
Чтобы спасти невинные души средней и младшей дочерей купца, Николай дважды еще приходил к его дому. Когда святой в третий раз принес деньги, купец подкараулил его и, упав на колени, принялся благодарить таинственного помощника. Вскоре после описанных событий торговые дела купца пошли на лад. Большую часть полученной выручки купец начал раздавать нуждающимся, подобно своему спасителю.
Еще при жизни за благочестивые деяния, смирение и любовь к ближним Господь наградил Николая даром чудотворения. Однажды Николай отправился на корабле к берегам Палестины с целью поклониться святым местам. Во время путешествия святому было откровение от Господа о том, что скоро начнется шторм. Николай едва успел оповестить своих спутников о предстоящем несчастье, как корабельные снасти заскрипели под напором стихии. Святой обратился к Всевышнему с просьбой о помощи, и по его молитве буря утихла. Однако один из матросов не удержался на мачте и разбился до смерти о палубу. Николай-угодник опустился на колени рядом с бездыханным телом несчастного и стал молиться. Чудесная сила Божьего слова вернула матроса к жизни.
Во время паломничества по святым местам Палестины Николай принял решение удалиться от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Господу. Однако Всевышний уготовил ему другую судьбу. Во время ежедневной вечерней молитвы святому было откровение, в котором Бог велел ему вернуться на родную землю и помогать людям. Повинуясь указанию, Николай прибыл в столицу Ликийской области город Миры. Не желая привлекать к себе особого внимания, святой поселился в городе под видом простого бедняка. Каждое утро Николай приходил в местный храм, как только привратник открывал его двери, и часами молился.
Когда епископ Миры преставился, священнослужители долго не могли выбрать преемника. Долгие споры о выборе достойного кандидата не давали результата, после чего епископу из соседней епархии было видение, в котором Иисус велел рукоположить в епископы человека, который утром первым войдет в храм. Николай, как обычно, направился в церковь, у дверей которой его встретили священнослужители и рассказали, какая ему выпала честь. Приняв сан, Николай посвятил свою жизнь служению людям. Он стал покровителем всех сирот и вдов, защитником обиженных и спасителем для страждущих.
Во времена правления императора Диоклетиана по стране прокатилась волна казней и арестов последователей Христа. Вместе с другими христианами в темницу был брошен и епископ Миры. Не обращая внимания на претерпеваемые лишения и угрозы стражников, Николай продолжал проповедовать Евангельское учение и в тюрьме. Его слова и молитвы придавали узникам силы и помогали пережить тяжелые времена. После воцарения на престоле Василия Великого святитель получил свободу и вернулся к своей пастве.
Существует множество свидетельств того, как благодаря чудесному дару Николы-угодника людям удавалось избежать беды. Например, в неурожайный для Ликийской области год жители сильно страдали от голода. Когда епископ Миры явился в сонном видении купцу, нагрузившему корабль хлебом, и оставил мешок с золотыми монетами. Проснувшись, торговец увидел в своей руке деньги и пришел в благоговейный ужас. Тотчас направил он свое судно к берегам Малой Азии, и ликийцы избежали голодной смерти.
В 325 году, стоявший в то время у власти император Константин Великий созвал 1 Вселенский собор, на котором священнослужители должны были решить, что делать с последователями Ария, распространявшими ересь. Во время прений с Арием, ведшим богохульные речи, святитель не сдержался и дал еретику пощечину. Подобная несдержанность вызвала волну недовольства среди священнослужителей. За этот поступок Николая лишили сана
Спустя некоторое время сразу нескольким участникам собора было видение Иисуса, вручающего Николаю Чудотворцу Евангелие. Пресвятая Богородица при этом покрывала святого своим омофором.
Николай Чудотворец достиг глубокой старости и скончался в 4 веке. Однако чудеса, совершаемые благодаря его помощи, не только не прекратились, но стали более частыми. Нетленные мощи святого хранятся в итальянском городе Бар. Время от времени они источают благоухание миро, которое обладает целебной силой.
Согласно житиям святых, Николай:
«По рождении своем еще в купели крещения он три часа простоял на ногах никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице» и далее:
«В нем можно было узнать будущего чудотворца уже по тому, как он приникал к сосцам матери, ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя этим будущее состояние свое одесную (то есть по правую руку) Господа вместе с праведниками».
В образе святителя Николая нельзя не отметить некую особую его связь с водной стихией. Неоднократно при жизни и по смерти своей являл он помощь свою бедствующим на море. Еще видим мы в Святителе Мир Ликийских особую быстроту – стремительность в помощи, которую он оказывает. Он не запаздывает, хотя порою помогает в последнюю минуту, но всегда успевает вовремя.
Первоначально Николай считался лишь местным покровителем. Но с ростом торговых связей культ местного святого покровителя постепенно начал распространяться и на другие области.
Торговые связи Мир способствовали проникновению культа святого Николая в другие города и страны. Таким же путем культ святого Николая проник и на Русь, прежде всего в города, расположенные на международном пути «из варяг в греки».
В Киеве в 882 г., то есть за сто лет до официального крещения Руси, существовала уже церковь святого Николая, а в 11 веке был основан монастырь его имени.
Праздник получил свое начало на Руси девять столетий назад, около 1092 г., при митрополите Ефреме, вскоре за тем, как последовало само событие – перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая в город Барии из Мир Ликийских по причине турецких набегов на Ликию (1087).
Исстари ни одному угоднику на православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как святому Николаю Чудотворцу (в одной Москве ему было воздвигнуто около 30 храмов). Само имя святителя Николая является у нас одно из самых популярных.
В Сказании о святых святому Николаю полагается особая молитва о заступлении от всяк их бед и несчастий. Церковь наша в своих песнопениях величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем.
С весеннего Николы в Малороссии исстари начиналось купание.
В России этот весенний праздник Николы вешнего приходится на разгар сева яровых хлебов. К этому дню приурочивался также окончательный перевод скота и лошадей, то в день праздника их выгоняли в поле, где служили специальный молебен.
Молитвами православные старались добиться у святого обильных кормов, охраны скота от болезней.
6 декабря церковь отмечает день смерти святого Николая.
К этому времени все работы на полях, на огороде и в садах уже заканчивались. В этот день крестьянин отправлялся в церковь к святому Николаю, своему «мужицкому» утешителю, покровителю и заступнику.
Люди ставили свечи перед иконой святого, падали перед ним ниц, благодаря за то, что он помог рассчитаться с долгами, и просили о помощи и заступничестве в будущем году. Святой Николай особо почитался крестьянами как покровитель сельского хозяйства и как лучший заступник за крестьян перед Богом.
сергей 1 год назад #
где же хоть одно фото пусть развалин