Протоиерей Андрей Васильевич Шанский
Протоиерей Андрей Васильевич Шанский родился около 1864 года в селе Лысые Горы Аткарского уезда Саратовской губернии. Сын псаломщика села Рельны того же уезда.
В июне 1885 года окончил курс в Саратовской духовной семинарии с аттестатом I разряда. С 18 августа 1886 года временно исправлял должность секретаря Саратовского епископа Павла (Вильчинского; †1908).
15 октября 1887 года резолюцией Владыки Павла наречен к рукоположению во иерея к Владимирской (Маминской) церкви города Саратова. Исповедь принимал и обучением о. Андрея занимался духовник Архиерейского дома иеромонах Дионисий. 15 декабря 1887 года Преосвященным Павлом в Крестовой церкви Архиерейского дома он был рукоположен во диакона, а 20 декабря там же — во священника. 24 декабря о. Андрей получил ставленную грамоту. Со дня рукоположения во священника он проходил должность законоучителя в церковно-приходской школе.
31 декабря 1888 года о. Андрей получил свою первую награду — набедренник. 29 января 1889 года утвержден законоучителем городского Единоверческого училища. 8 октября 1890 года утвержден законоучителем 3-го городского мужского училища.
С 1 сентября 1891 года был членом Епархиального Комитета по сбору пожертвований в пользу голодающих. 6 ноября 1891 года переведен из Единоверческого в 6-е мужское училище.
17 июня 1892 года объявлена ему Архипастырская благодарность, со внесением в послужной список, за ревностное и согласное исполнение возложенных на него обязанностей по удовлетворении нужд голодающих.
Священник Андрей Шанский прославился во время холерного бунта 28 июня 1892 года — черного дня в истории Саратова. Вот как описываются эти события в отчете за 1892 год в «Саратовских епархиальных ведомостях»:
«Священнослужители торжественно совершали богослужение, молились об избавлении жителей от этой губительной болезни, а бунтующий народ с диким криком окружал церкви (некоторые) и заглушал торжественное моление. Служба все-таки не прекращалась… Выдающийся случай геройской проповеди выпал на долю священника Владимирской (Маминской) церкви А. Шанского, спасшего жизнь одного студента-медика. Во время службы, спасаясь от разъяренной толпы, на колокольне Владимирской церкви скрылся один молодой растрепанный и избитый человек (оказалось студент-медик). Толпа подступила к церкви с грозным требованием немедленной выдачи ей скрывшегося на колокольне доктора. Священник А. Шанский своим решительным словом удержал бушующую толпу, разъяснив, что тот самый человек, которого они требуют для истязания, ему хорошо известен и не далее, как вчерашний день весьма внимательно ухаживал за больными; — толпа послушала голоса пастыря…»
24 октября 1892 года по Всеподданейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира IV степени с формулировкой «за оказанный во время бывших в городе Саратове холерных беспорядков выдающийся подвиг самоотвержения и мужества». Молодой священник получил награду, которой удостаивались только священнослужители, прослужившие беспорочно 50 лет.
27 ноября 1892 года о. Андрей назначен для исправления христианских треб и преподавания Закона Божия нижним чинам Хвалынского резервного батальона. 29 декабря 1892 года назначен для той же цели в лесной резервный батальон. 13 апреля 1893 года определен секретарем Саратовского Епархиального попечительства о бедных духовного звания, с 13 сентября 1897 года по 1903 год состоял в означенном попечительстве членом казначеем.
23 января 1894 года перемещен к Вознесенско-Горянской церкви города Саратова. 2 февраля 1894 года утвержден в должности законоучителя Саратовского Сретенского городского 2-х классного училища, с увольнением от законоучительства в других школах.
27 января 1895 года награжден скуфьей. С 20 апреля 1895 года по 1913 год состоял, по избрании Совета, уполномоченным императорского Православного Палестинского общества по городу Саратова. О. Андрей имел медаль в память Императора Александра III и знаки: Красного Креста и Императорского Православного Палестинского общества.
С 1898 по 1901 годы состоял членом Совета по управлению Саратовской Епархиальной Богадельней. 14 мая 1899 года награжден камилавкой. На трехлетие 1899 – 1901 годов состоял членом Правления Саратовского Духовного училища. С 9 декабря 1902 года по 17 апреля 1909 года исправлял должность секретаря Канцелярии святого Гермогена (Долганёва; † 1918), епископ Саратовского и Царицынского.
14 мая 1903 года награжден наперсным крестом. С 11 октября 1903 года по 27 февраля 1904 года был временно присутствующим членом Саратовской Духовной Консистории.
14 мая 1905 года Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны III степени. 6 мая 1907 года преподано благословение Святейшего Синода с выданьем грамоты.
2 ноября 1907 года по собственному прошению перемещен к Вознесенско-Сенновской церкви г. Саратова. Состоял законоучителем в церковно-приходской 2-х классной школе при Вознесенско-Сенновской церкви. 6 мая 1908 года возведен в сан протоиерея.
Указом Святейшего Синода от 8 апреля 1909 года за № 4379-м назначен штатным членом Саратовской Духовной Консистории, с освобождением от обязанностей секретаря Архиерейской канцелярии. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1912 года за № 9339-м согласно прошению уволен от должности штатного члена Консистории.
В 1910 году о. Андрей совершил паломничество в Санкт-Петербург на могилу святого праведного Иоанна Кронштадтского (†1908). В книге, заведенной для замечаний посетителей Странноприимного Дома на Карповке [1], сохранилась следующая запись: «Господи, благослови доброе и святое дело ревнителей и учредителей «Общества в память о. Иоанна Кронштадтского» и утверди! 1910 года, марта 28 дня. С глубокой благодарностью и искреннею признательностью я имел приют и ночлег в странноприимном доме. Протоиерей Вознесенско-Сенновской гор. Саратова церкви Андрей Васильевич Шанский».
3 января 1913 года о. Андрей Всемилостивейше сопричислен за отлично усердную службу Церкви Божией к ордену Св. Анны II степени.
3 января 1913 года резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Епископа Алексия (Дородницына; †1919) перемещен на настоятельское место к Преображенской церкви города Царицына. С января 1913 года по июль 1915 года состоял заведующим и законоучителем Преображенской церковно-приходской школы. 6 мая 1915 года награжден палицей.
16 июля 1915 года предложением Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия (Добронравова; †1922) перемещен к Вознесенско-Сенновской города Саратова церкви.
С 21 декабря 1915 года по июль 1917 года состоял Председателем Совета Саратовского Иоанникиевского Епархиального женского училища.
С 1 сентября 1915 года с разрешения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия, Епископа Саратовского и Царицынского, преподавал Закон Божий в первых пяти классах частной женской гимназии г-жи С. Н. Штокфиш. По должности законоучителя получал за 1917 год в женской гимназии 720 рублей.
По сохранившимся воспоминаниям, протоиерей Андрей обладал замечательным проповедническим даром.
Протоиерей Андрей Васильевич Шанский был женат. Жена — Мария Семеновна, родилась 5 февраля 1868 года. У него было два сына — Владимир и Михаил. Владимир родился 3 января 1887 года. По данным на 1917 год, он состоял врачом при Саратовском лазарете для раненых и больных воинов. Михаил родился 12 июля 1888 года, по профессии инженер-металлург. Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии, последовавшем Саратовскому Дворянскому Депутатскому Собранию, от 31 мая 1893 года за № 3517-м, Владимир и Михаил Шанские были внесены в третью часть родословной книги дворянства Саратовской губернии, в чем выданы свидетельства, от 14-го июля 1893 года за №№ 790 и 791.
Во второй половине 1919 года Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны: 3 июля Кавказская армия генерала П. Н. Врангеля взяла Царицын, 6 октября Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Воронеж. На фоне непосредственной военной угрозы самому Саратову ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти».
В заседании Саратовской Чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 года было постановлено применить красный террор: «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти» к расстрелу были приговорены 13 человек, в том числе епископ Вольский Герман, иерей Михаил Платонов и протоиерей Андрей Шанский [2]. Смертный приговор был приведен в исполнение практически сразу — в ночь с 9 на 10 октября 1919 года.
По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с епископом Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.
Ни обстоятельства, ни дата ареста протоиерея Андрея неизвестны — дела на него в Саратовской ЧК, по всей видимости, не заводилось. В списке приговоренных, опубликованном в «Известиях Саратовского губернского Совета», напротив имени отца Андрея указана его «вина» — личный секретарь Гермогена. К моменту казни священномученика Андрея прошло уже больше года с того дня, как под Тобольском в реке был утоплен святой архипастырь Гермоген (Долганёв), но гонителям хватило одного его имени, чтобы приговорить к смерти его верного помощника.
Примечания
- Странноприимный Дом был устроен на средства, собранные членами Общества в память о. Иоанна Кронштадтского. С 1909 года он помещался в двухэтажном деревянном доме на углу Иоанновского переулка на берегу реки Карповки, напротив Иоанновского монастыря, где почивали останки Кронштадтского Батюшки. Основное назначение Странноприимного Дома состояло в бесплатном предоставлении помещений и обеда паломникам, приезжавшим к гробнице св. Иоанна. ^
- Кроме них, в ту ночь были казнены председатель саратовского отделения Союза русского народа Григорий Иванович Карпенко, председатель Союза Михаила Архангела Аверьян Спиридонович Гришин, пристав Алексей Григорьевич Дзидзигури, генерал Иван Алексеевич Бирюков, Иван Васильевич Носков, пристав Савелий Леонтьевич Соловьев, пристав Василий Владимирович Верещагин, генерал Андрей Викторович Винтер, Дмитрий Ильич Панов и Мария Лавровна Жутикова.