Бахметев Николай Иванович

Бахметев Николай Иванович

Бахметевы — старинный дворянский род, известный с XVI в. Были среди них воеводы, стольники и даже комендант Петропавловской крепости Я. Х. Бахмиотов, соратник Петра I.

Композитор Николай Иванович Бахметев (1807—1891) родился в Пензе, куда его мать Александра Сергеевна приехала погостить у своей матери, Ольги Михайловны Мачевариановой. После временного пребывания их перевезли в родовое имение отца Ивана Николаевича, Саратовской губернии село Старую Бахметьевку, где он с сестрами: Александрою, Мариею, Анною, Евдокиею и Екатериною провели детские годы, имея для воспитания множество гувернеров: французов, немцев, швейцарцев .

Дальнейшее образование получил в Пажеском корпусе, после окончания которого в 1826 г. был зачислен в гвардейскую кавалерию. Участвовал в турецкой кампании 1828 г., после ратификации Адрианопольского договора в 1829 г. состоял при князе А. Ф. Орлове, назначенном чрезвычайным послом в Константинополь. Именно здесь Бахметев организовал свой первый оркестр. В военной службе Бахметев оставался до 1842 г.

После смерти отца ему досталась Ст.Бахметьевка Аткарского уезда состоящая из 3 участков: Старобахметьевского Казенного и Николаевского, небольшая часть в селе Лысые Горы (единственно для того, чтоб иметь оба берега реки Медведицы необходимые для 2 мельниц). Огромная усадьба, состоящая из 14 разных строений, конный завод, дворовые 180 душ.- музыканты, актеры, певчие, мастеровые, кучера, конюхи.

Большой двухэтажный дом, отделанный в готическом стиле, с тремя башнями, три флигели для гостей.

Выйдя в отставку в чине полковника и женившись в Петербурге в 1842 году на Елизавете Сергеевне Муравьевой он поселился в своем имении в селе Старая Бахметьевкав Саратовской губернии, где организовал хор из своих крепостных и оркестр, устраивал музыкальные вечера. Здесь он свободнее мог заняться музыкой, и вместо маленького бального оркестра составил полный оркестр, где все духовые инструменты, даже гобои, фаготы, валторны и тромбоны были удвоены, что редко было видно в провинциальных оркестрах. В числе 28 человек были и крепостные, и наемные, и ученики-любители. В капельмейстеры он пригласил известного в Петербурге Гильмана, имевшего большой оркестр, игравшего в загородных увеселительных заведениях. Исполнялись такие классики как Моцарт, Бетховен, Гайдн, Мендельсон и другие. Ими исполнялась достаточно удовлетворительно даже 9 симфония Бетховена, которая и в Петербурге была исполняема небезукоризненно.

Таким образом, летом оркестр играл в саду, где устроена была эстрада, и где звуки его переливались с пением соловья, а в ненастную погоду и зимой ежедневно с 7 часов оркестр или квартет, или певчие играли в зале большого дома.

Осенью 1848 года саратовское дворянство экстренным собранием, по случаю смерти Петра Ивановича Бекетова единогласно избрало Н.И.Бахметьева своим губернским предводителем, на трехлетие.

После переезда в Петербург Бахметев продолжил свою музыкальную деятельность. В 1861 г. его назначили директором придворной певческой капеллы, где он оставался до 1883 г. С именем Бахметева связан казусный инцидент с П. И. Чайковским. Воспользовавшись правом цензуры, дарованным еще Екатериной II лично Д. С. Бортнянскому, он запретил исполнять на богослужении литургию П. И. Чайковского, только что изданную в издательстве П. Юргенсона. Запрет был отменен судом.

Как большинство композиторов, Бахметев начинал с сочинения романсов, небольших фортепьянных пьес и фантазий для скрипки. Критики отмечали певучесть, простоту и свежесть романсов Бахметева, они выдержали не одно издание, пелись в самых различных слоях общества. Среди инструментальных произведений композитора особенно выделялись симфония для фортепьяно соль-минор (1839 г.) и квартет для струнных инструментов ре-мажор (1868 г.).

“Множество превосходных эффектов, необыкновенная звучность, полнота и красота гармонии, голосоведение, оригинальность концепции и формы — вот достоинства, которые заставили говорить об этом сочинении парижскую критику”, — так писал журнал “Музыкальный свет” (1878. № 9. С. 90) о песнопении Бахметева “Тебе Бога хвалим”, написанном 16 марта 1843 г. на день рождения первого сына композитора. Впоследствии, став директором придворной певческой капеллы, Бахметев целиком посвятил себя созданию духовной музыки. Из 116 его произведений 52 — духовного содержания, в том числе: 17 песнопений на разные случаи, 9 “Херувимских”, 10 концертов, из которых 7 духовных и 3 четырехголосных, 29 причастных стихов на круглый год (духовно-музыкальные сочинения, исполняемые во время богослужения при причащении священников). В предисловии к изданию причастных стихов Бахметев изложил основной принцип, которым он руководствовался при создании своих сочинений: “Я убедился, что звуки должны изображать слова во всей силе их смысла, что доказывается изменением нашего голоса, когда говорим, ибо рассказ невольно одушевляется мыслью и предметами, так что если обратим на то внимание, то увидим, что мы едва несколько слов произносим однообразным звуком… <......> Чувствуя весь недостаток, происходящий от однообразия напева, я, по крайней мере сил моих, старался дать каждому стиху свое музыкальное значение, дабы изъяснить смысл речей звуками, более приближающимися к природе и доступными понятиями и чувствами каждого молящегося”.

Помимо оригинальных сочинений в 1869 г. под редакцией Бахметева был издан новый “Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый”.

Свой пост директора капеллы он оставил в 1883 год сохранив чин Двора, то есть гофмейстера.

Умер Николай Иванович 31 августа 1891 года. Похоронен в своем родовом селе Старая Бахметьевка.

Материал предоставила Лапухова Галина

2.75K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.