Не нужен памятник деревне, поставьте на ноги её!!!
К 80-летию Саратовской области учащиеся 6 и 7 классов нашей школы работали над проектом «От уездной волости — к муниципальному образованию» под руководством учителей Н.Г. Горох и Ж.А. Колесниковой. Мы хотели больше узнать об истории своей малой родины и традициях людей, населявших эту местность.
Деление на группы были чисто условным: мы все были и краеведами-исследователями, и художниками-реконструкторами, и оформителями. Перед нами стояло несколько проблем: выяснить, что в 19 веке означало слово «волость», в какую волость входило наше село Ключи, как заселялась Широко-Карамышская волость, каковы историко-культурные особенности сел Широко-Карамышской волости, какие села входят в Гремячинское муниципальное образование сейчас. В процессе работы мы познакомились с материалами школьных краеведческих музеев Лысогорского района, а помогла нам это сделать газета «Призыв», которая регулярно публикует материалы об истории родного края, истории и культуре сел нашего района.
Мы узнали, что волостью до начала XX столетия именовался небольшой округ в составе уезда, включавший несколько сельских поселений. Численность населения волости — от 300 до 2000 ревизских душ мужского пола. Наибольшее расстояние отдаленных селений волости от центра управления в среднем не должно было превышать 12 верст
К концу 19 века в Аткарском уезде (нынешней территории Лысогорского района)насчитывалось
11 волостей: Шереметьевская, Федоровская, Лысогорская, Рельненска я, Чадаевская, Голицынская, Ковыловская, Большедмитриевская, Копенская, Невежкинская, Широко-Карамышская. В СССР уездно-волостное деление было заменено районным. Ко времени образования Лысогорского района из уже восьми расположенных на его территории волостей были сформированы новые сельские территориальные формирования — сельские Советы с избранными депутатами из числа местных жителей.
В период с 1917 по 1928 год на территории нынешнего Лысогорского района было сформировано 32 сельских Совета.
В 2004 году в Лысогорском муниципальном районе установили границы 11 муниципальных образований, столько же, сколько было волостей в 19 веке, но входящие в них населенные пункты стали уже другими. Населенные пункты, входящие в состав Гремячинского муниципального образования на начало 2005 года: поселок Гремячий, село Ключи, село Липовка, поселок Медвежий, село Озерки, деревня Суровка, поселок Топкий Овраг, село Топовка, деревня Харевка.
В процессе работы над проектом мы совершили заочное путешествие по родному краю, узнали, какими были эти места раньше и какими стали сейчас.
Особая страница в исследовании — история нашего села. В нашем школьном краеведческом музее собрано много архивных материалов, воспоминаний жителей села об истории нашей малой родины Село Ключи было основано при реке Ключевке (Сухая Двоенка) на проселочном тракте из Саратова в Копены в 1748 году. По данным 1859 года в Ключах проживали 480 мужчин и 492 женщины, всего 170 дворов. Село относилось к Широко-Карамышской волости Аткарского уезда Саратовской губернии. Село владельческое — принадлежало княжне Елене Васильевне Кочубей. Поместье Е. Кочубей составляли также деревни Каменка и Двоенка, село Широкий Карамыш, а также села Саратовского и Хвалынского уездов. На средства князя В.П. Кочубея в 1832 году была построена в Ключах каменная теплая церковь с колокольней и престолом во имя иконы Казанской Божией Матери. В советские годы здание было передано сельскому культурному учреждению, которое находится в нем и сейчас. Храм лишился куполов и колокольни, в 70-е годы прошлого века к нему была приделана пристройка, однако в остальном он прекрасно сохранился. В результате изучения воспоминаний старожилов нам удалось создать рисунок — реконструкцию церкви.
Очень интересным было изучение истории Липовки. Село является одним из старейших сел Широко-Карамышской (по другим источникам Ковыловской) волости Аткарского уезда. На 1912 год в селе насчитывалось 85 дворов, 512 жителей.
Ребята работали над реконструкцией плана села Липовка, в центре которого располагался живописный пруд, создали рисунок — реконструкцию деревенского двора и избы.
Особый интерес вызвала история возникновения села Двоенка. Это очень старинное село. Упоминания о нем начинаются где-то с середины 17 века. Примерно тогда, спасаясь от преследования царя и никонианской церкви, селились здесь староверы, то есть старообрядческие (кулугурские) общины. Именно изучение традиций староверов, их жизни и быта стало целью исследования. Были созданы рисунки-реконструкции избы староверов, женского костюма староверов. Немало удивления вызвал у нас тот факт, что после войны силами населения была построена гидроэлектростанция на реке Латрык. А в 1959 году заработала и государственная ЛЭП. В селе было даже собственное радио.
Особая страница в нашем исследовании — история «умерших» сел. Когда-то в Широко-Карамышскую волость входили села Александровка, Родионовка, Протопоповка, Майоровка, Медвежий. Располагались они недалеко от села Ключи и в 20 годы входили в состав колхоза «Ширококарамышский». Сейчас этих сел практически не существует Жители переехали кто куда: в села Ключи и Широкий Карамыш, город Саратов. А старики дожили и доживают свою жизнь в родных домах.
В нашем школьном музее хранится дневник похода учащихся школы в начале девяностых годов по маршруту Ключи — Медвежий, Майоровка, Протопоповка, Родионовка — Ключи. Очень интересно было читать записи, сделанные учениками нашей школы тех лет. Интересно, но и очень горько. Они записали рассказы людей, которые доживали свою жизнь в «мертвых» деревнях. «Мертвых» — потому что там не гомонили дети, не было слышно тракторного «рыка», автомобильных гудков. Это очень печальные страницы истории. Уже в наше время мы пообщались с бывшими жителями сел и узнали, что начальная школа в Протопоповке в 70-х годах 20 века была одна на три деревни. Почту привозили из Широкого Карамыша. Магазин стоял на пригорке. Был клуб. С работой проблем не возникало, потому что в селе была ферма.
Еще мы узнали, что в конце 80-х годов на территории села Протопоповка снимался фильм «Хлеб — имя существительное» по повести М. Алексеева. В массовке были сняты коровы и пастух, житель села Ключи Б.И. Дудочкин.
Село Протопоповка опустело в 1987 году, хотя там сохранялся летний лагерь для коров первого отделения совхоза «Нива». О селах Родионовка и Майоровка, поселке Медвежий нам рассказала жительница села Ключи Н.И. Субботина: «Родионовка — красивейшее село, есть родник, запруда, снабжающая водой скотину и в колхозе, и на домашних подворьях, хватало и на полив огородов. Это было отделение совхоза «Нива», там были животноводческие помещения, спроектированные и построенные довольно таки капитальным образом, учитывая и стены и потолки, с применением строительных плит перекрытия, рассчитывая при этом на длительное использование помещений, работали доярки, телятницы, механизаторы. Телятник был в Майоровке, там же держали совхозную пасеку. Обильно цвела сирень — белая, сиреневая, темно-вишневая. А под горкой был пруд». Поселок Медвежий был основан в 1910 году украинцами из-под Белой Церкви. Они привезли с собой на новое место саженцы яблонь, груш, несколько сортов вишни. Местность была лесистая, пришлось корчевать деревья, распахивать поля. Кроме земледелия, занимались свиноводством — в селе был свинарник».
О поселке Медвежий нам рассказала бывшая жительница посёлка О.В. Желобицкая: «До войны колхоз был успешным, но война многое изменила. В селе была школа-четырехлетка, но после ее закрытия люди стали потихоньку разъезжаться. Но главная причина, по которой нам пришлось бросить дома с богатейшими садами, — это отсутствие работы».
Мы многое узнали об истории Гремячего, Топкого Оврага, Топовки, Суровки и других. Об этом мы рассказали в альбоме, который назвали «Прошлое и настоящее родного края». А ученики 9 класса создали видеоролик «Здесь должны жить люди!»
Юлия ПАРАМОНОВА,
ученица 6 класса
МБОУ СОШ с. Ключи.
Гость 6 лет назад #