Малой родине посвящается...
<p "="">ИСТОКИ СЕЛА НЕВЕЖКИНО<p "="">Деревня Невежкино была основана во время проведения первой ревизии (1723-1725 гг.) ясачными крестьянами из мордвы, пришедшими из с. Козмодемьянское (ныне с. Невежкино Белинского района, Пензенской области) и с. Архангельское (ныне с. Кевдо-Вершина Белинского района, Пензенской области). Во вторую ревизию (1744-1747 гг.) Невежкино уже числилось «новопоселенной» деревней Керенского уезда Подлесного стана с населением 50 душ мужского пола, а по результатам третьей ревизии (1762-1764 гг.) население деревни достигло 131 человека. «В Подлесный стан Керенского уезда входила, по-видимому, южная часть Аткарского уезда, так как Керенскому уезду причисляют себя в 1738 г. ясачные крестьяне новых поселков по рекам Терсе, Елани и Медведице, а вторая ревизия регистрирует в этом стане деревни: Елань, Терсу, Колено на Медведице и Невежкино <...>. Кроме того, в Керенском уезде упомянуто еще с. Козмодемьянское, позже слившееся с Невежкино», — пишет в своей дипломной работе (1927 г.) Е.П. Подъяпольская, историк, кандидат исторических наук. Точное местоположение д. Невежкино неизвестно. Есть сведения, что крестьяне сначала обосновались на месте, которое с давних времен носит название «Пески», но по некоторым причинам покинули прежние места и объединились с селом Кузмодемьянское. Есть версия, что во время половодья р. Медведица подходила к деревне так близко, что местные жители были вынуждены переселиться ближе к с. Кузмодемьянское и впоследствии объединиться в один населенный пункт — с. Невежкино. Есть другое предположение, что жители Невежкино перешли на другое место по причине отсутствия хорошей питьевой воды, а та вода была с известью.<p "="">БЫТ И ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН<p "="">Все невежкинские крестьяне были государственными, то есть, в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными, хотя и были прикрепленными к земле. <p "="">Форма крестьянского землевладения — общинная. В Невежкинской волости существовало три общины: Невежкинская, Шмаково-Балкская и Мало-Князевская. Крестьяне владели землей по ревизским
душам. Наделы умерших с крестьянской земли не снимались, но если в семье никого не оставалось, то «пустовые души» переходили в общество крестьян и сдавались обществом в аренду желающим. Крестьяне на своей земле возделывали рожь, овёс, пшеницу, подсолнечник, лен, коноплю и другие культуры. Пахотным орудием были соха и плуг на конной тяге. Излишки урожая льна хранили в селе Большие Копены на пристани в складских помещениях. В зимнее время с Царицына, Ростована-Дону и других городов приезжали купцы и скупали продукцию.
В разлив реки к пристани пригоняли баржи, загружали товаром и отправляли к местам назначения. Обществом крестьян в селе был выстроен магазин (склад) на случай будущих неурожаев, который сохранился до нашего времени и носит название «гамазей». Гамазей (гамазея) с украинского языка переводится как «здание для хранения зерна, муки». Помещение зернохранилища было разделено на отдельные сусеки, имелись спускные люки, в которые
засыпали зерно. Общиной было выстроено административное здание рядом с церковью для сельской управы, где проходили сходы населения. В этом здании имелась специальная комната для провинившихся крестьян под круглосуточной охраной, получившая название «жигулевка».
Крестьянине обыкновенно жили в доме, обширность которого редко бывает более трех квадратных сажень. Угол между первой и второй стеной украшался кивотом для помещения святых икон, а в углу третьей и четвертой стен обыкновенно ставилась печь, которая делалась из кирпича или просто сбивалась из глины. Чело печи редко отгораживалось от общего жилья.
По большей же части вся внутренность избы образовывала одно общее помещение, кругом около стен, обведённое наглухо прикреплёнными к полу и стенам лавками. Стол ставили около лавок в углу перед святыми иконами. В селе не было ни одной хаты, в которой отсутствовали бы полати, обыкновенно устраиваемые около задней стены помещения. Просвет жилья ограничивался четырьмя окнами, их обыкновенно делали только в двух первых стенах жилья. В задней же стене прорубалась входная дверь. Всё сооружение покрывалось соломой. В таком помещении жил крестьянин со своей очень часто немалой семьей. В летнее время это жилье не представляло слишком ощутимых неудобств. Но в зимнее время такое крестьянское жилье представлялось в высшей степени жалким. Во дворе у бедного крестьянина в среднем имелись две дойные коровы и два подтелка (годовалых теленка), а во дворе у зажиточного восемдесять дойных коров и до десяти подтелков. Рабочих волов имелось четыре пары. Рогатый скот в селе Невежкино был обыкновенной породы. Лошади же принадлежали к выродившимся киргизским,
калмыцким и башкирским породам, велась их перепись. В селе регулярно по четвергам работал базар. В хорошие урожайные годы (после отмены крепостного права в 1861 году) крестьяне
получили право торговли излишками своих продуктов. После закладки зерна на продовольствие своей семьи и фураж, на семена и в общественный магазин (склад) на случай будущих неурожаев крестьянин мог продать часть своего зерна на базаре, а также оптовым покупателям. <p "="">БОРИС ЗОЗУЛЯ
<p "="">
душам. Наделы умерших с крестьянской земли не снимались, но если в семье никого не оставалось, то «пустовые души» переходили в общество крестьян и сдавались обществом в аренду желающим. Крестьяне на своей земле возделывали рожь, овёс, пшеницу, подсолнечник, лен, коноплю и другие культуры. Пахотным орудием были соха и плуг на конной тяге. Излишки урожая льна хранили в селе Большие Копены на пристани в складских помещениях. В зимнее время с Царицына, Ростована-Дону и других городов приезжали купцы и скупали продукцию.
В разлив реки к пристани пригоняли баржи, загружали товаром и отправляли к местам назначения. Обществом крестьян в селе был выстроен магазин (склад) на случай будущих неурожаев, который сохранился до нашего времени и носит название «гамазей». Гамазей (гамазея) с украинского языка переводится как «здание для хранения зерна, муки». Помещение зернохранилища было разделено на отдельные сусеки, имелись спускные люки, в которые
засыпали зерно. Общиной было выстроено административное здание рядом с церковью для сельской управы, где проходили сходы населения. В этом здании имелась специальная комната для провинившихся крестьян под круглосуточной охраной, получившая название «жигулевка».
Крестьянине обыкновенно жили в доме, обширность которого редко бывает более трех квадратных сажень. Угол между первой и второй стеной украшался кивотом для помещения святых икон, а в углу третьей и четвертой стен обыкновенно ставилась печь, которая делалась из кирпича или просто сбивалась из глины. Чело печи редко отгораживалось от общего жилья.
По большей же части вся внутренность избы образовывала одно общее помещение, кругом около стен, обведённое наглухо прикреплёнными к полу и стенам лавками. Стол ставили около лавок в углу перед святыми иконами. В селе не было ни одной хаты, в которой отсутствовали бы полати, обыкновенно устраиваемые около задней стены помещения. Просвет жилья ограничивался четырьмя окнами, их обыкновенно делали только в двух первых стенах жилья. В задней же стене прорубалась входная дверь. Всё сооружение покрывалось соломой. В таком помещении жил крестьянин со своей очень часто немалой семьей. В летнее время это жилье не представляло слишком ощутимых неудобств. Но в зимнее время такое крестьянское жилье представлялось в высшей степени жалким. Во дворе у бедного крестьянина в среднем имелись две дойные коровы и два подтелка (годовалых теленка), а во дворе у зажиточного восемдесять дойных коров и до десяти подтелков. Рабочих волов имелось четыре пары. Рогатый скот в селе Невежкино был обыкновенной породы. Лошади же принадлежали к выродившимся киргизским,
калмыцким и башкирским породам, велась их перепись. В селе регулярно по четвергам работал базар. В хорошие урожайные годы (после отмены крепостного права в 1861 году) крестьяне
получили право торговли излишками своих продуктов. После закладки зерна на продовольствие своей семьи и фураж, на семена и в общественный магазин (склад) на случай будущих неурожаев крестьянин мог продать часть своего зерна на базаре, а также оптовым покупателям. <p "="">БОРИС ЗОЗУЛЯ
<p "="">
Источник:
Газета "Призыв" Лысогорского муниципального района Саратовской области
Александр 3 года назад #
Здравствуйте.
Моя прабабушка и бабушка с села Невежкино. Калячкина Анна Васильевна 1922г.р. её отец Калячкин Василий Евдокимович
Александр 3 года назад #
с.Невежкино Поимского района Пензенской области