Крепче за баранку держись, шофёр!
Эта организация, как и многие другие, да практически как и вся страна, переживала разные времена — хорошие, стабильные, перестройку и тяжелые постсоветские. Менялись времена, менялось название, от СПОГА-3 до ООО «Лысогорское АТП», а между ними еще и ОАО «Автокомбинат № 3». Лысогорское автотранспортное предприятие — именно так оно называется сейчас и руководит им уже на протяжении 27 лет Владимир Александрович Кузенков. За эти годы пришлось многое изменить, чем-то пожертвовать, в том числе и своим свободным временем, которого практически не было. Но была поддержка людей, совместная работа, поэтому, вопреки прогнозам злопыхателей, справились, выжили — организация не только развивается, но и расширяется — в 2011 году к Лысогорскому АТП присоединили АТП г. Калининска, на сегодняшний день это одно предприятие. Сейчас оно специализируется на перевозке пассажиров, поэтому рабочие места создаются, в основном, для водителей автобусов. Каждый день автобусы по всей стране перевозят миллионы людей. Никто и не догадывается, что сейчас это современная конструкция, в которой для водителей созданы все условия. Транспортные средства оборудованы системой спутникового слежения ГЛОНАС, аварийной кнопкой вызова экстренных служб, тахографом. В отличие от большинства единиц автотранспорта, движение автобусов происходит по заданно шруту и подчиняется точному графику.
— Часто на водителей автобусов не обращают внимания, ну сидит человек за рулем — и хорошо, лишь бы доехать. Но на самом деле у него очень сложная работа. В первую очередь, габариты автобуса неимоверно большие и чувствовать машину на дороге — это большое искусство, не так просто провести автобус без последствий, — говорит В.А. Кузенков, который в преддверии Дня автомобилиста поведал о своем коллективе и о том, что быть водителем автобуса очень непросто. — Эта работа очень ответственная и требует большого опыта и мастерства, отличного знания дорог. Но работа хорошая, многим нравится, а в нашей организации трудятся только профессионалы своего дела. Опыта им не занимать, более 40 лет стажа у В.Н. Метлина, находясь на пенсии, он продолжает работать, около 35 лет работает А.В. Маслов, 32 года — И.Г. Иванов, '- говорит Владимир Александрович. Вместе с главным бухгалтером Т.Н. Чакрыгиной, которая проработала на предприятии 27 лет, вспомнили ветеранов коллектива — В.В. Братушина, Ф.Г. Липканя, В.Н. Кирносова, которые являлись наставниками и примером для молодых водителей, вспомнили и тех, кто ушел из жизни — Ю. Исаева, В.Н. Астафьева, В.Б. Карташова.
— Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком, — поясняет Владимир Александрович.
Беседуя дальше, узнали, что рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности маршрута и его интенсивности. При этом обязательно соблюдать график движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах, особенно если едешь в Саратов и по городу, обстановка напряженная и быстро меняется. При обслуживании пассажиров водитель автобуса постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта. Перед отправкой в рейс осмотром транспортного средства занимаются механики, убеждаются в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров. Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров. При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их. Именно так происходит, если осуществляешь перевозку пассажиров из сельских населенных пунктов. Рабочее место водителя автобуса — кабина с расположенными в нем органами управления транспортным средством. Как и рабочие места представителей всех других профессий, оно должно быть чистым. Другой важный фактор безопасной и безаварийной поездки — гарантированное обеспечение в темное время суток хорошо освещенного пространства перед автобусом. Не меньшее внимание следует уделять исправности внутреннего освещения салона автобуса и его чистоте для обеспечения пассажирам приятной и безопасной поездки. Немаловажный момент работы водителей — сдача отчета. В четверг, находясь на территории автотранспортного предприятия, наблюдала такую картину: водители, работающие в селах района, сдавали отчеты билетному кассиру Е.П. Петровой. Елена Петровна — старейший работник, ее стаж работы составляет 31 год. На работе она пользуется уважением, к ее словам прислушиваются. Нашла добрые слова и для «деревенских» водителей И.М. Баранова из Раздольного, О.И. Перега из Ключей, А.Н. Молоканова из Двоенок. И тут же похвалилась: «Водители у нас все хорошие, профессионалы своего дела, рейсы не срывают».
— Отмены рейса не может быть по определению, — включается в разговор Владимир Александрович. — И в этом заслуга всего коллектива. Даже если водитель внезапно заболел, в рейс отправляется другой, зачастую о такой ситуации меня даже не ставят в известность. Здесь четко срабатывают диспетчер и механики, которых у нас четыре — В.Н. Лифанов, А.Н. Карта-шов, А.Н. Сиднее и В.А. Чакрыгин. Благодаря их слаженной работе у нас не бывает сбоев, в рейс автобус отправляется без задержек, — продолжает В.А. Кузенков. На вопрос: «Как вы относитесь к тому, что на рынок пассажирских перевозок приходят частники и создают вам конкуренцию?» Владимир Александрович ответил: «Я не против здоровой конкуренции, если эти перевозчики используют транспорт, оборудованный системой ГЛОНАС, бортовым компьютером, привлекают к работе подготовленные и обученные кадры, соблюдают законодательство по охране труда водителей — водители ни в коем случае не должны перерабатывать и совершать по два рейса в день в Саратов. На сегодняшний день официальных перевозчиков пассажиров на территории нашего района кроме Лысогорского АТП нет. Нелегальные, так называемые «пиратские» перевозчики представляют реальную угрозу для пассажиров, так как не уделяют должного внимания их безопасности. Водители даже не проходят медицинский осмотр, ездят кто как хочет, так как нет утвержденного маршрута, не соблюдая скоростной режим, и никто ни за что не отвечает. У них нет финансового покрытия ущерба, нет гарантий социальной ответственности, которая есть у АТП. У нас все застрахованы. Страховка гарантирует каждому пострадавшему в аварии пассажиру до 2 миллионов 25 тысяч рублей, в зависимости от причиненного ущерба. И когда в прошлом году произошла авария с калининским автобусом, всем пострадавшим выплатили компенсацию. Некоторые получили более 60 тысяч рублей». Без «путевки» и медосмотра в рейс не выпустят. Получить путевой лист можно у диспетчера О. Павлычевой, а пройти медицинское освидетельствование у Л.И Хорошун, медработника с 38-летним стажем и опытом работы. После данных процедур необходимо поставить у механика отметку об исправном состоянии транспортного средства. Рабочий день заканчивается заездом на мойку в парк. Затем необходимо еще раз пройти медицинское освидетельствование у второго медика — Т. Клещевской, сдать кассу, непроданные билеты, наконец, оформить путевой лист. И только после этого водитель отправляется домой отдыхать. — Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания, — рассказывает В.А. Кузенков и уточняет, что очень важно знать автобусное оборудование, уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение. Ну а по прибытии в автопарк к ремонту подключаются слесарь С. Костин, сварщик Ю. Балтасов и «медник» В. Журавлев. Но, оказывается, даже при замене двигателей шофер должен присутствовать всегда. Водителю нужно контролировать дорожную ситуацию, избегать возникновения аварий и неисправности автобуса. Ведь человек, находящийся за рулем, должен быть небезразличным к состоянию транспортного средства и к тому, как во время движения чувствуют себя пассажиры. В салоне должно быть чисто и аккуратно. Каждый рейс полон препятствий: в городе на дорогах пробки и спешащие автомобили, а в салоне бывают нервные, а иногда и неадекватные пассажиры. Во время движения водителю не разрешается курить, говорить по телефону, резко тормозить и менять маршрут. Водитель должен контролировать соблюдение пассажирами правил безопасного проезда в автобусе. Помимо этого, нужно регулярно проверять техническое состояние автобуса, чтобы не исправлять поломки в пути. Поэтому, разумеется, важно, чтобы шофер хорошо водил автобус, ведь это непросто — выехать с переполненной стоянки или подъехать к автобусной остановке, но не менее важны и личные качества водителя автобуса — внимательность, хладнокровие, спокойствие, устойчивость к стрессам и хорошая реакция на дороге. Такими качествами обладают не только давно работающие А.С. Кауров, С.Ю. Цвейгардт, А.В. Стеценко, но и те, кто сравнительно недавно сел за «баранку» автобуса — А.Н. Абрамов, А.В. Соколов, А.Ю. Жидков. Много добрых слов В.А. Кузенков сказал в адрес главного инженера С.А. Чемоданова, кадровика Т.А. Амаговой, бухгалтера И.Н. Осутиной, кондуктора В.Н. Совиной. Тетя Валя, так называют ее ученики школ, знает всех детей поименно и помнит еще их родителей, ведь стаж ее работы 31 год. Почти 10 лет работает сменщица Валентины Николаевны — Светлана Карташова.
Коллектив дружный, работоспособный, болеющий за свою организацию. Но и руководство не обходит вниманием своих работников. Многие награждены грамотами министерства РФ или области — Т.И. Чакрыгиной объявлена благодарность министерства транспорта РФ, В.А. Кузенков, В.Н. Совина и В.Н. Метлин награждены нагрудным знаком «Почетный работник Российского автотранспортного союза». На сегодняшний день профессия водитель автобуса — актуальная и востребованная. Я смотрю на них с уважением: эти люди мало того, что должны быть блестящими профессионалами, ведь они отвечают за жизни других людей, но и иметь стальные нервы с нами, пассажирами. Я вообще думаю, что работать водителем автобуса должен человек, который любит людей, а не относится к ним как к пассажиропотоку. С праздником вас! Здоровья и счастливого пути!
Ольга ОРИЩУК.