Бесстрашный партизан

Бесстрашный партизан

В этом году произошло очень важное событие в моей жизни: я узнала о судьбе своего прадеда по папиной линии. На зимних каникулах, когда я гостила у бабушки, она достала старый альбом и показала фотографию молодого мужчины в необычной военной форме – форме офицера польской Армии Людовой. Это ее отец, Троян Николай Константинович, ветеран ВОВ, награжденный орденом Отечественной войны 2 степени спустя годы после Победы.

Легендарной, оказывается, была судьба моего прадеда: плен, концлагерь Освенцим, побег, партизанский отряд «Валька», действовавший на территории Польши под руководством полковника Калиновского (Казина). Легендарный майор Вихрь – разведчик Евгений Березняк уверен, что если его группа не дала уничтожить непосредственно Краков, то Калиновский и его люди спасли всю Польшу.

Вот только многие годы в семье по понятным причинам не принято было говорить о боевых подвигах Н.К. Трояна. В Польше его считали героем, дома, коль был в плену – предателем и трусом. Поляки долго искали после войны легендарного полковника Калиновского и бойцов отряда «Борьба». Вот тогда их и признали героями. Командир отряда был награжден самой престижной наградой Польши «Крестом храбрых». Вот только знания Героя Советского Союза он так и не получил.

Спустя десятилетия после войны, в начале девяностых в газете «Известия» была опубликована статья «Одолевший смерть» о судьбе моего прадеда Трояна Н.К., к сожалению, семья ее не сохранила.

И вот я, затаив дыхание, слушаю рассказ своей бабушки о тех легендарных днях. Рассказ, сотканный из воспоминаний своего отца и результатов поисков саратовской журналистки.

Расколов дивизию, в которой воевал мой прадед, надвое, враг окружил ее в белорусском лесу. До Борисова, куда гнали пленных, было 65 километров. Колючая проволока, открытое небо, дождь, голая земля. Так выглядел этот фашистский лагерь смерти. Начальник лагеря ежедневно лично убивал из пистолета по 2-3 человека. Шел и целился в людей.

Черед две недели их повезли в Литву. Без пищи, без воды. Николаю Трояну удалось раздобыть шинель, которая была обязательным условием для того, чтобы попасть к хозяину на работу. Так оказался он в деревне Вершус у Енаса Вайшнороса. Пленные, жившие в деревне, готовились к побегу. Но их выдал провокатор, подосланный гестаповцами. Из тюрьмы бежать не удалось. Один из узников, не выдержав пыток, назвал организатора побега. Трояна и старшину Быкадонова перевезли в камеру смертников. Избивали их до потери сознания. Спустя четыре месяца деда увезли в спецлагерь. Помогли военнопленные, работавшие в немецком штабе: они исправили фамилию Трояна на Тарасова и поставили ему другой год рождения. Под его фамилией из лагеря был вынесен труп другого человека. Благодаря же им, Трояну удалось перебраться в простой лагерь военнопленных, откуда он бежал, и целую зиму, вплоть до весны, скрывался в погребе у Вайшнороса.

С большим трудом ему удалось связаться с группой литовских партизан. Трояну и младшему лейтенанту Мезенцеву, тоже бежавшему из плена, партизаны поручили заготовить оружие и собрать в деревнях пленных. В одежде крестьянина дед ходил из деревни в деревню. Но на одной из явок его схватили гитлеровцы.

Снова лагерь. Теперь уже в Лоздорфе. И опять неудачный побег, после которого фашисты отправили Трояна в лагерь смерти Освенцим. Уже не было Трояна, не было других людей. Существовали лишь номера. У моего прадеда был 11320-й.
И все же мысль о побеге жила у каждого. Как-то в середине дня дежурный немецкий офицер вызвал по списку 13 человек. В числе тринадцати оказался молодой капитан Сашко, с которым они с дедом вместе бежали из Лоздорфа. Их построили и повели по направлению к газовым камерам. Сашко ринулся на конвоиров. Остальные вмиг последовали его примеру. Выхватив у фашистов оружие, они успели убить пятерых. Все 13 погибли в схватке.

Это было утром 29 июня 1944 года. В эти дни их выводили на работу разбирать разбитые самолеты. Когда пошли на работу, Николай и еще двое военнопленных незаметно повернули к лазарету. Помощник старшего сотни незаметно укрыл их в яме под сплетением труб, засыпал землей. Вскоре спохватились фашисты. Завыла лагерная сирена, послышался лай овчарок и немецкая ругань. Николаю стало не по себе, он почти потерял сознание. Овчарки обежали лазарет и заметались по лагерю. Только к полуночи удалось выбраться из ямы. Но тут же нарвались на охрану. Кинулись в одну сторону -–стреляют, в другую – на дороге часовой. Тогда побежали в сторону крематория. Где-то сзади уже лаяли овчарки. За крематорием текла Висла, и прадед, что было силы, бросился к реке. Скрываясь за прибережными кустами, он побежал вдоль берега. Собаки, как видно, потеряли след. Фашисты беспорядочно стреляли в темноту. Потом собачий лай стал удаляться. Отбежав еще километра три, дед решил переплыть Вислу. Немело тело, руки сводила судорога, но откуда-то брались силы…

День пролежал в пшенице. А как только спустилась ночь, пошел на северо-восток. Шел ночами, питался травой. В одной из деревень его задержали офицеры Армии Людовой, приняв за немецкого шпиона, и чуть было, не расстреляли. Спас случай: прадеда узнал один из русских, тоже бежавший из Освенцима и примкнувший теперь к Армии Людовой.

В августе 1944 года на польской территории был организован отряд под командованием подполковника Калиновского (Казина). Дед перешел в его отряд, имевший условное название «Валька», по-русски «Борьба». Началась очень важная, опасная работа в тылу врага. Николая назначили руководителем диверсионно-разведывательной группы.

Польское население не раз обращалось за защитой к советским партизанам. Однажды польские горцы, жившие в Карпатах, попросили избавить их от гитлеровского прихвостня Кшептовского. Князь терроризировал тех, кто, по его мнению, не был поляком арийской крови, кому не были выданы арийские паспорта. Троян со своей группой получил задание взять Кшептовского. Князя группа Трояна взяла на другой день, и он был повешен. На грудь предателя прикололи записку: «Казнен за измену польскому народу». Все было сделано так быстро, что когда немцы, находившиеся в Закопане, опомнились, то партизаны были уже далеко.

В декабре 1944 года партизанам стало известно, что в селе Рекицины (в 10 км от города Ерданцы) расквартирован штаб СС. Получив задание уничтожить штаб, Троян с Сергеем Чернухой, Александром Болговым, Николаем Филиппоновым и другими товарищами провели тщательную разведку. Штаб располагался в двухэтажном кирпичном доме. Примерно метрах в ста от него был жилой дом. Троян забрался на его чердак. Наблюдал за штабом целый день. А вечером расспросил обо всем хозяина дома. Когда стемнело, во дворе штаба зазвенел колокольчик, созывая офицеров на ужин. Один из партизан, Николай Фролов, остался на улице, а Троян и Гулида подошли к часовому, охранявшему штаб и вооруженному автоматом и пистолетом. Вдвоем они быстро его обезоружили. Троян по-немецки приказал часовому вести их в офицерскую столовую. Партизаны одновременно вошли в две разные двери и наставили на гитлеровцев автоматы. В ходе операции было уничтожено 23 фашиста, взято 3 автомата, 17 винтовок, 6 пистолетов, более 20 гранат и 5000 патронов.

Вскоре после этого Трояну поручили другую, не менее важную операцию. Надо было во что бы то ни стало остановить движение на участке железной дороги Берлин-Прага, где должен был пройти немецкий состав, с которым возвращались военные из отпуска. Под покровом ночи партизаны быстро убрали часовых, и подошли к железнодорожному мосту, переброшенному через реку Рабку. Вскоре показался поезд. Едва они успели отскочить, как раздался взрыв. Под откос полетел паровоз, 4 вагона с солдатами и офицерами. Движение на участке остановилось на четверо суток.

Весной 1945 года партизанский отряд «Борьба» соединился с частями Советской Армии. После отдыха в Кракове прадед прибыл вместе с командиром отряда Казиным в освобожденный Киев.

Спустя годы, боевые товарищи из партизанского отряда нашли друг друга. Радостными были встречи. В Иркутске Николай Константинович Троян встречался со своими спасателями – литовской семьей Вайшнороса. Об этой встрече и писала газета «Известия».
В Балашовском краеведческом музее есть небольшая экспозиция, посвященная моему прадеду. На стенде – фотография Н.К. Трояна в форме офицера польской Армии Людовой. Я еще не была в музее, но очень хочется побывать, послушать рассказ экскурсовода. Я горжусь своим прадедом, горжусь своей семьей.

Автор: Света ГОРОХ, ученица 8 класса с. Ключи.

Источник:
Газета "Призыв" Лысогорского муниципального района Саратовской области
14:00
1.32K
0
Гость 8 лет назад #
Да, это мой дедушка.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.