ЛЕС И ЕГО СОХРАННОСТЬ – ЗАДАЧА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА
Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда лесам и иным природным ресурсам, окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
При этом повышаются роль государства — гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области природопользования и охраны природы.
Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны формировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Совещание, которое проходило в актовом зале администрации на тему «Разработка и утверждение оперативных планов тушения лесных пожаров на территории Лысогорского муниципального района в в 2011 году», открыл министр лесного хозяйства области Александр Владимирович Ганькин.
— Площадь лесного фонда на территории Лысогорского муниципального района составляет 52749 га. Государственное управление лесным фондом на территории района осуществляют структурные подразделения ГУ «Лесничества Саратовской области»: Лысогорское лесничество – 17792 га и Ширококарамышское лесничество – 34957 га.
В состав Лысогорского лесничества входят два участковых лесничества: Лысогорское – 9982 га и Урицкое – 7810 га. В состав Ширококарамышского лесничества входят три участковых лесничества: Ширококарамышское – 16799 га, Гремячинское – 8350 га, Невежкинское – 9808 га. Штатная численность Лысогорского лесничества составляет девять человек, Ширококарамышского лесничества – 11 человек.
До начала пожароопасного сезона 2010 года Лысогорским и Ширококарамышским лесничествами, ГАУ «Лысогорский лесхоз» и ГАУ «Ширококарамышский лесхоз» был выполнен комплекс подготовительных противопожарных мероприятий. Проведена подготовка и ремонт противопожарной техники и автотранспорта, доукомплектованы необходимым оборудованием пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
В течение весенне-летнего периода ГАУ «Лысогорский лесхоз» в соответствии с заключенным контрактом выполнил комплекс профилактических противопожарных мероприятий: устроено 100 км. противопожарных минполос, проведено уходов за существующими минполосами протяженностью 900 км., отремонтировано пять км. дорог противопожарного назначения, проведен профилактический контролируемый отжиг сухих растительных остатков по границам лесных участков на площади 50 га.
В течение этого же периода ГАУ «Ширококарамышский лесхоз» в соответствии с заключенным контрактом выполнил комплекс профилактических противопожарных мероприятий: устроено 170 км. противопожарных минполос, проведено уходов за существующими минполосами протяженностью 1100 км., отремонтировано пять км. дорог противопожарного назначения, проведен профилактический контролируемый отжиг сухих растительных остатков по границам лесных участков на площади 311 га.
Для оперативного принятия мер по ликвидации лесных пожаров в лесхозах были организованы дежурства в будние дни после окончания рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни.
Несмотря на принятые меры, на территории Лысогорского района в 2010 году лесные пожары прошли на общей площади 3089 га (в 2009 году – на площади 392,6 га), в том числе верховые – на площади 2738 га (на территории Лысогорского лесничества – на площади 1645 га, на территории Ширококарамышского лесничества – на площади 1444 га). Из общего числа пожаров, на территории Лысогорского лесничества произошло два крупных лесных пожара.
Большое количество возгораний в 2010 году было зарегистрировано на прилегающих к лесу территориях. На территории Лысогорского района произошло 17 степных пожаров на площади 5451 га.
В 2011 году в лесах на территории Лысогорского муниципального района запланировано выполнение следующих профилактических противопожарных мероприятий: ремонт дорог противопожарного назначения – 15 км., устройство противопожарных минерализованных полос – 490 км. И проведение уходов за ними в объеме 1800 км.
До начала пожароопасного сезона 2011 года на территории лесного фонда предстоит провести контролируемый отжиг сухой травы по его границам на площади 370 га, устроить пять мест для забора воды из водных источников, обустроить четыре места отдыха, установить восемь аншлагов противопожарной тематики.
Министерством лесного хозяйства области ГУ «Лесничества Саратовской области» подготовительные мероприятия к пожароопасному сезону начаты с декабря прошлого года.
Издан приказ от 10 декабря 2010 года №373 «Об итогах пожароопасного сезона 2010 года и задачах по охране лесов от пожаров в 2011 году». В приказе поставлены задачи по подготовке к пожароопасному сезону лесничеств и лесхозов и определены сроки проведения отдельных мероприятий.
Министерством подготовлен и проходит согласование проект распоряжения Правительства области «О плане мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами в Саратовской области на 2011 год».
Проведена корректировка и подготовлена к согласованию «Инструкция взаимодействия при возникновении и тушении лесных пожаров в Саратовской области в 2011 году».
По пяти муниципальным районам области согласованы с главами администраций Оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В настоящее время специалистами министерства идет подготовка технической документации для составления государственных заданий для ОГУ и ГАУ лесхозов на выполнение работ по охране лесов от пожаров.
В 2011 году в лесах области будут выполнены следующие профилактические противопожарные мероприятия: содержание дорог противопожарного назначения – 134 км., устройство противопожарных минерализованных полос – 5063 км., уход за противопожарными минерализованными полосами – 21143 км., профилактический отжиг сухих горючих материалов по границам лесного фонда – 1694 га.
На выполнение всего комплекса профилактических противопожарных мероприятий и тушении лесных пожаров предусмотрены субвенции из федерального бюджета в объеме 15972,5 тыс. рублей.
После доклада министра слово взял глава администрации Саит Ахметсафинович Девличаров и рассказал о работе района по предотвращению и ликвидации очагов пожаров в 2010 году.
— Повестка сегодняшнего совещания говорит о важности обсуждения проблем по данному вопросу, о путях решения этих проблем, а также еще раз напомнить, что с огнем шутить нельзя.
Прошедший 2010 год показал нам всем отрицательные моменты по организации и предупреждению лесных пожаров, а также научил нас оперативно решать возникающие вопросы.
Распоряжением администрации муниципального района от 4 апреля 2010 года №113 «О мерах по усилению пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период» были разработаны мероприятия по пожарной безопасности района. Все пункты этих мероприятий выполнены, что позволило нам предотвратить более страшные последствия лесных пожаров.
Хочется огромное спасибо сказать Правительству Саратовской области, в лице Сергея Ивановича Горбунова – заместителя Правительства Саратовской области, министру лесного хозяйства Александру Владимировичу Ганькину и другим, за оказанную помощь, в том числе и финансовую –полтора млн. рублей из резервного фонда областного бюджета по тушению пожаров.
Часть этих денежных средств пошло на возмещение затрат по ликвидации пожаров, а основная –
распределилась по сельским муниципальным образованиям. Из резервного фонда районного бюджета также выделены средства в размере 880 тысяч рублей.
В 2010 году нами заложены основы предупреждения и тушения лесных пожаров на текущий 2011 год, а именно: проведена опашка всех населенных пунктов района в местах возможного возникновения очагов возгорания, приобретены во всех муниципальных образованиях ранцы для тушения пожаров, по две мотопомпы с пожарными рукавами, емкости для подвоза воды и тушения пожара с помпами по 3 кубометра каждая, приобрели два АРСа на базе ЗИЛ-131 высокой проходимости с бочками, вакуумки для подвоза воды, бульдозер К-700.
Заканчиваются отделочные работы пожарного поста в поселке Раздольное и планируется строительство и обустройство пожарного поста в селе Невежкино Большекопенского муниципального образования.
Проведено несколько совещаний с сельхозпроизводителями и охотниками по вопросу недопущения бесконтрольного отжига соломы на полях и травы на прилегающих к лесу сельхозугодий.
Проведено шесть заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям, на которых рассматривались вопросы по организации тушения пожаров. Через районную газету «Призыв» информировали население района о предупреждении пожаров, о запрете посещения лесов, разведения костров во дворах своих домов и т.д.
Я думаю, что эти все мероприятия, как технические, так и организационные должны сработать в этом году по предупреждению и тушению лесных и степных пожаров.
Из выступления главного лесничего Лысогорского лесничества ГУ «Лесничества Саратовской области» Валентины Сергеевны Щербаковой хочется выделить главное, что:
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:
— предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
— осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
— проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
— пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
— ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
— составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
— давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
— осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
— предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
— осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном законом.Также на совещании Валентиной Сергеевной был зачитан Кодекс административных нарушений РФ, статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Не соблюдение его влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот до одного миллиона рублей.
И в заключении совещание решило принять за основу к утверждению проект «Оперативного плана тушения лесных пожаров в Лысогорском муниципальном районе на пожароопасный сезон 2011 года» и выполнить следующие задачи и обязанности.
Главам администраций муниципальных образований:
— предусмотреть на территориях муниципальных образований района привлечение сил сельхозтоваропроизводителей, работников организаций и предприятий всех форм собственности, населения, а также противопожарной техники и других средств пожаротушения для включения в Оперативный план по тушению лесных пожаров на территории муниципальных образований Лысогорского муниципального района в пожароопасный сезон 2011 года;
— принять меры по проведению подготовительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в весенне-летний период 2011 года и недопущению бесконтрольного отжига сухой травы на территориях муниципальных образований района;
— на период действия пожароопасного сезона 2011 года создать добровольные пожарные команды;
— организовать массовую пропаганду среди населения на территории муниципальных образований по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, провести агитационно-разъяснительную работу среди населения по предупреждению возникновения лесных пожаров и разъяснение гражданам действий при обнаружении лесных пожаров;
— разработать планы мероприятий по профилактике и борьбе с природными пожарами в 2011 году;
-о всех случаях возникновения неконтролируемых палов своевременно информировать пожарные формирования МЧС области;
— обеспечить исполнение решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве области от 30.09.2010 года (протокол №27).
Главным лесничим ГУ «Лесничества Саратовской области» Щербаковой В.С. (Лысогорское лесничество), Лашкину А.И. (Ширококарамышское лесничество):
— подготовить и согласовать Оперативный план тушения лесных пожаров в Лысогорском муниципальном районе на пожароопасный сезон 2011 года;
— организовать регулярное размещение в средствах массовой информации материалов лесоохраной тематики;
— организовать силами специалистов лесничества проведение противопожарной пропаганды среди населения и школьников, направленной на предупреждение возникновения лесных пожаров и разъяснение гражданам действий при обнаружении лесных пожаров.
Директору ГАУ «Лысогорский лесхоз» Матросову А.Ю., исполняющему обязанности директора ГАУ «Ширококарамышский лесхоз» Полунину В.В.:
— подготовить противопожарную технику и оборудование к проведению профилактических противопожарных мероприятий и тушению лесных пожаров;
— организовать мобильные группы пожаротушения, провести обучение личного состава групп пожаротушения по технике и тактике тушения лесных пожаров, охране труда и технике безопасности;
— обеспечить выполнение запланированных профилактических противопожарных мероприятий.
Руководителям сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, владельцам земельных участков, примыкающих к лесным участкам на землях всех категорий рекомендовать
неукоснительное соблюдение пункта 327 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (не разрешается бесконтрольное сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Начальнику государственной инспекции пожарного надзора по Лысогорскому муниципальному району взять на контроль выявление причин возникновения лесных пожаров.
Начальнику государственной инспекции пожарного надзора по Лысогорскому муниципальному району, главным лесничим лесничеств, главам муниципальных образований организовать обучение членов добровольных пожарных формирований поселений правилам тушения природных пожаров и соблюдения техники безопасности.
От себя и от всех людей, живущих в нашей стране, хочу добавить, что переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.
Одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы». Это строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым бывает нелегко. В частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
Переход к целенаправленному развитию РФ в целом возможен в том случае, если будет обеспечено устойчивое управление лесами, развитие Федерации, ее субъектов, всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов субъектов Федерации, что в свою очередь определяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной лесной политики.
Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется ее суверенитетом, „особенной статью“, обладанием большими по площади лесными территориями, не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости ее как федеративного государства и всей биосферы в целом
Автор: Алексей Титов.