Новый взгляд на государственный земельный надзор
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Татьяна Варакина рассказывает о том, как Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 г.) изменил систему контрольно-надзорной деятельности.
Новый закон преобразовал карательную систему контроля к «умному контролю».
«Умный контроль» основан на системе профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации.
Теперь главный акцент в государственном земельном надзоре смещен с проверок на профилактические мероприятия.
Цель профилактических мероприятий — стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований земельного законодательства со стороны граждан и бизнеса; устранять факторы, которые могут привести к нарушениям и причинению вреда или ущерба охраняемым законом ценностям.
В разработанную Программу профилактикирисков на 2021 и на 2022-2023 годы включены такие виды профилактических мероприятий, как:
информирование; объявление предостережений; консультирование; профилактический визит и др.Выбор вида профилактических мероприятий в том или ином конкретном случае, их содержание, интенсивность зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Так, например, чтобы не допустить такое нарушение, как использование земельного участка не по целевому назначению, возможно, применить информирование либо консультирование при личном обращении; а для снижения риска самовольного занятия — предостережение или профилактический визит.
В настоящее время вручение Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований активно используется госземинспекторами саратовского Росреестра.
Плановая проверка соблюдения земельного законодательства, по закону, назначается только в случае, если земельный участок отнесен к средней или умеренной категории риска. При этом соблюдается установленная для этих категорий периодичность проверок: для категории среднего риска — не чаще, чем один раз в 3 года; для категории умеренного риска — не чаще, чем один раз в 5 лет.
Кто и на основании каких критериев относит земельный участок к той или иной категории риска, расскажем в отдельной публикации.
Задолго до вступления нового Закона в силу — с 1 января 2016 года — государством был объявлен 3-летний запрет на проверки малого бизнеса; впоследствии он был продлен в связи пандемиейдо конца 2020 года (кроме, проверок, осуществляемых налоговиками, пожарными или инспекциями по труду). В 2021 году также действуют «надзорные каникулы» на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса.
Исходя из данных ограничений, общее количество контрольно-надзорных мероприятий за последние 5 лет снизилось более, чем в три раза, а в отношении юридических лиц – в 4 раза, из них плановых проверок в 28 раз.
Ещё один элемент системы «умного контроля» — цифровизация.
Благодаря ей стали общедоступны сведения о планируемых надзорных мероприятиях, их сроках, основаниях и последовательности проведения и др.
Все действия в рамках контрольно-надзорных мероприятий отражаются на следующих электронных ресурсах:
Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ); Информационная система досудебного обжалования, которая интегрирована в платформу «Госуслуги – Личный кабинет».Последний ресурс служит для подачи досудебной жалобы на действия проверяющих.
Жалоба попадает на рассмотрение в региональное Управление Росреестра в электронном виде. Срок её рассмотрения – 20 рабочих дней со дня регистрации.
Пока по этому каналу в саратовский Росреестр не поступило ни одной жалобы.