Религиозность и вероисповедания населения Лысогорского района
Начиная с первой половины XVIII века шло активное заселение земель Саратовского правобережья крестьянами различных категорий: крепостными помещичьими, пахотными солдатами, монастырскими, государственными и удельными. Все они были православными христианами и строго соблюдали все установленные Русской православной церковью обряды и посты. Во второй половине XVIII века с разрешения императрицы Екатерины II на примедведицких землях стали поселяться прибывшие из-за границы русские люди — старообрядцы, ранее из-за гонений властей покинувшие Россию. Старообрядцы своих селений не основывали, а расселялись в уже обжитых селах и деревнях. В то же время по приглашению Екатерины II в Россию прибывали многочисленные группы немецких колонистов из Германии и Австрии. Они получали здесь земли для освоения, многие льготы для занятий сельским хозяйством, торговлей и промыслами. Они на полученных землях строили здесь свои селения, называемые тогда колониями. Поселились они и в Аткарском уезде. Все они были католического и лютеранского вероисповедания, строили свои храмы, имели своих священников. Лысогорская земля приняла прибывающих сюда и украинских переселенцев-солевозчиков Элыонского озера до Саратова и Камышина (Дмитриевска).
Украинские переселенцы, так же как и немцы-колонисты, устраивали свои поселки на полученных землях, занимались сельским хозяйством, были так же, как и русские крестьяне, православного вероисповедания. Через полтора века проживания крестьянское население в Аткарском уезде по вероисповеданию к 1890 году делилось на:
— православных— 121 734 души мужского пола;
— раскольников — 6902 души;
— римско-католического вероисповедания — 162 души;
— лютеранского — 8134 души;
— еврейского — 1 душа.
Проживание на территории Аткарского уезда людей различных, вероисповеданий нисколько не мешало им жить дружно, на религиозной почве никогда не было между крестьянами разногласий и недоразумений. Равные климатические и природные условия, тяжелый труд на земле и все другие обстоятельства заставляли крестьян относиться друг к другу с уважением и пониманием веры другого. Этому способствовали и проповеди священников в православных храмах, в которых они призывали своих прихожан от имени Христа к миру и согласию, дружбе и любви. В 1834 году в православных приходах Аткарского уезда несли службу 276 человек духовного сана. (2) А в 1868 году их стало 596 человек. (3)
Наши предки — крестьяне Аткарского уезда — были приписаны к приходам многих православных церквей и все религиозные обряды исполняли в своих церквях, с уважением они относились к вере, церкви и священнослужителям, строго исполняли и соблюдали все установленные церковью обряды и посты. Наибольшая набожность во многих исторических источниках отмечается среди женщин-крестьянок. С заселением сел и деревень большим числом жителей, грибывавших сюда из разных менее урожайных мест, начиналась рукописная история местного крестьянства. В селах строились, освящались и открывались православные церковные приходы, в них для службы назначались священники с притчами, включающими в себя дьяков, псаломщиков и певчих. В православных церквях с первого дня их открытия церковнослужителями делались записи об исполнении всех обрядов: венчании молодых, крещения новорожденных детей и об исполнении последнего печально¬го обряда исповедания и приобщения душ умерших крестьян. В метрические книги заносились имена поручителей при венчании со стороны жениха и невесты, восприемников (крестных родителей) ребенка. Крестьяне часто записывали и некоторые сведения о себе: принадлежность к бывшей службе в армии, свое воинское звание, возраст и т. д. По записям в метрических церковных книгах можно проследить истории многих крестьянских родов и родственные связи крестьян, их взаимоотношения друг с другом и другие данные. Эти метрические церковные книги сохранились до наших дней, были собраны по всей губернии в конце XIX века членами Саратовской Ученой Архивной Комиссии (СУАК), ныне они бережно хранятся в Государственном архиве Саратовской области и служат источником важной информации о наших предках, ранее проживавших на территории Саратовской области и Лысогорского района. Каждый гражданин может получить сведения из книг о своих старших родственниках и земляках ранее проживавших в селах и деревнях нашего района. Еще с древних времен на Руси была установлена добрая традиция украшать города и села красивыми культовыми зданиями православных: храмов и церквей. Они строились по проектам лучших в то время архитекторов, для строительства их приглашались мастера-каменщики., кровельщики, позолотчики, художники и другие специалисты. Все церкви нашего района имели утепление и работали круглогодично. Всего на территории будущего Лысогорского района было построено в теченье двух веков 18 православных церквей, 12 из них были каменные, 6 — деревянные. Из 18 церквей 10 были построены на средства и при покровительстве владельцев земель и крестьян, влиятельных в России людей, остальные 8 церквей были построены на средства верующих прихожан. В первые годы освоения земель в Саратовском правобережье в XVI-II веке церкви строились деревянными и небольших размеров, позднее по мере устаревания зданий рядом возводили новые здания церквей. «В новопоселенной деревне Бахметьевке в 1765 году открыта деревянная церковь с приходом села Лысые Горы при 40 дворах». (4) Этот же источник сообщает, что в селе Копены Аткарского уезда в 1795 году была открыта деревянная церковь во имя Казанской Божьей Матери, в с. Атаевка также деревянная церковь была открыта в 1772 году во имя Рождества Христова. В с. Рельня тоже деревянная церковь была построена в 1767 году во имя Богоявления Господня, была освящена священником из села Лопуховка Сергеем Осиповым. В 1745 году в селе Лысые Горы была открыта деревянная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. В Широком Карамыше в 1765 году тот же священник, Сергей Осипов, освятил также деревянную церковь во имя Архистратига Михаила, построенную вместо сгоревшей. Все эти указанные здания церквей из-за их долгой службы и по причине ветхости были заменены позднее новыми зданиями. Начиная с 1797 года в нашем района началось строительство новых зданий церквей с использованием камня, кирпича и других более безопасных в пожарном отношении материалов. Первая такая церковь была поставлена в 1797 году в селе Бахметьевка владельцем села поручиком Бахметьевым И. И. во имя Иоанна Предтечи с приделом во имя Николая Чудотворца. К приходу этой церкви были приписаны православные верующие из деревень Графщина (200 саженей от церкви), Красавка (17 верст), Николаевка (7 верст) и Тихменевка (5 верст). Очередной каменной церковью в наших местах стала построенная в 1811 году церковь во имя пресвятых бессеребрянников Козьмы и Демьяна на средства прихожан в селе Невежкино. В селе Шереметьевка каменная церковь в честь Знамения Божьей Матери с пределами во имя Николая Чудотворца и Петра Митрополита была построена в 1825 году на средства государственного советника Ивана Петровича Миротворцева — владельца земли и крестьян. Председатель Государственного Совета России князь В. П. Кочубей, владевший здесь большим числом крепостных людей и огромными площадями пахотных земель, построил в своих селах три здания православных церквей. В 1826 году на месте устаревшей была построена каменная церковь в селе Широкий Карамыш, которая сохранила свое наименование во имя Архистратига Михаила. В 1832 году этим же князем построено каменное здание церкви в селе Ключи во имя иконы Казанской Божьей Матери. К этой церкви были приписаны верующие из деревни Александровка. Через 5 лет, в 1887 году, князь В. П. Кочубей построил каменную церковь во имя святого Дмитрия Солунского в селе Большая Дмитриевка, к которой были приписаны жители деревень Довенка, Каменка, поселков Ново-Лукашовский и Ново-Петропавловский. В селе Голицыно в 1840 году помещик Михаил Андрианович Устинов построил каменную церковь в честь Покрова Божьей матери. Этим же помещиком в 1833 году была построена каменная церковь в селе Ковыловка с главным престолом во имя Рождества Христова и в трапезной во имя Святой Троицы. В 1848 году в селе Малый Карамыш была открыта построенная на средства прихожан деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца. В селе Рельня на средства и при покровительстве владелицы села госпожи Храповицкой Екатерины Александровны на месте устаревшей деревянной в 1852 году была поставлена новая каменная церковь во имя Богоявления Господня — самая большая по числу прихожан. В ней служили два священника и два псаломщика. В селе Атаевка старая церковь прослужила 89 лет, по причине ветхости владелица села, вдова бывшего министра финансов России графиня Марина Дмитриевна Гурьева, построила новую деревянную церковь во имя Рождества Христова в 1861 году. В Лысых Горах в 1875 го51ду на средства бывшего владельца земель, возвратившегося после отбывания наказания в Сибири флотского офицера-декабриста Александра Петровича Беляева была построена новая деревянная церковь с тем же наименованием во имя Дмитрия Солунского. В 1904 году на средства нового владельца села и земель помещика и мирового посредника Федора Петровича Бартенева, эта церковь была оштукатурена, утеплена и расписана по стенам. В 1876 году на средства жителей села Большие Копены и деревень Песковатки и Мариновки была построена новая каменная во имя иконы Казанской Божьей Матери. В селе Юнгеровка также на собранные жителями села в 1869 году деньги была построена каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. В селе Озерки на собранные жителями села и деревень Карповки, Неклюдовки, Александровки, Суровки и Харевки средства была поставлена деревянная церковь с главным престолом во имя иконы Казанской Божьей Матери. В селе Юнгеровка также деревянная церковь и тоже на средства жителей села в 1905 году была поставлена в селе Федоровка. Эта церковь не имела колокольни, рядом с церковью была построена красивая звонница. В деревне Двоенки, увеличившейся по числу жителей и ставшей селом, была поставлена новая церковь после 1909 года. В селе Чадаевка было две церкви: православная однопрестольная церковь во имя Знамения Божьей Матери и единоверческая церковь. (5) В 20-е—30-е годы XX века все действующие в Лысогорском районе церкви решением местных властей были закрыты, многие из них разрушены, колокола и предметы из цветных металлов отправлены на переплавку. Оставшиеся не разрушенными отдельные здания церквей использовались как сельские очаги культуры, мастерские МТС и складские помещения, стройматериалы порушенных церквей частично использовались при строительстве школ и других зданий. Здания православных церквей не только украшали наши села, они были очагом веры и согласия людей, были памятниками архитектуры и памятниками людям, здесь проживавшим в те уже дагекие от нас годы.